11 апреля во всем мире отмечается памятная дата — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, которая установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.
Концлагеря — это места заключения больших масс людей, помещенных туда по политическим, социальным, расовым, религиозным и иным признакам. Широкое распространение они получили в годы Второй мировой войны и были расположены, как в самой фашистской Германии, так и на оккупированных ею территориях.
За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов — граждане Советского Союза. Примерно 12 миллионов человек так и не дожили до освобождения, среди них — около 2 миллионов детей. Только в Бухенвальде было уничтожено свыше 56 тысяч человек 18 национальностей, в том числе 19 тысяч советских военнопленных.
11 апреля 1945 года узники Бухенвальда (Buchenwald) подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей — это настоящие уроки мужества для молодого поколения. Из воспоминаний новоуральцев - бывших узниках фашистских лагерей:
ЛЕБЕДЕВА МАРИЯ ИВАНОВНА. Родилась в 1929 году в деревне Оскерево Калужской области. Летом 1942 года нас начали угонять. Помню, как мама испекла три коржа хлеба. В семье было пять человек. Я была средней. Поставили нас в ряд и погнали на шоссе. С одной стороны военнопленные, с другой мирное население. Во время этапа много людей заболело тифом. Привезли в город Рослов. В Рослове был концлагерь. Нас загнали в церковь. Она была огорожена проволокой. Военнопленные жили на первом этаже, а мы на втором. Потом нас опять выстроили и опять погнали. А далее погрузили в машину, посадили на пароход. Детей сажали наверх, чтобы партизаны случайно не убили нас. Привезли в Бобруйск. Поселили в пустые дома, где жили еврейские семьи. В доме было по 15 семей. Родителей гоняли на работу. Из еды давали похлёбку. Мы боялись, чтобы нас не сожгли. Дальше снова погнали. Привезли в Гомельскую область Реченский район. Разогнали кого куда, кого в школу, кого в дома. Помню, как наступали наши. Наши пришли ночью. Немцы отходили. Нас пятерых детей мать чудом схватила и побежала прятаться в болото. Выкопали яму, застелили хворостом. На этих ямах сидели четверо суток. Мы не просили ни есть, ни пить. Когда услышали крики: «Ура! Танки идут!» – мы вылезли. Видим, бегут наши солдаты. Обнимают нас. На лошадях увезли в деревню. Когда приехали домой, вместо домов – чистое поле. Всё было разрушено. Мы жили в солдатской землянке. Было мне тогда 12 лет. 22.06.1999г.
ТРАНДИН НИКОЛАЙ ФОМИЧ. Родился в 1935 году в Смоленской области в районе Ельня в деревне Лысовка. Летом 1942 года пришли немцы, когда отступали, стали сгонять всех в Глинсковский район. Отец находился в партизанском отряде. Вели ближе к Смоленску. К счастью, дом не сожгли. Мать угоняли на сельхозработы. Работали по 14 часов. Жили в сараях по 3-4 семьи. Немцы зверствовали там, где было много партизан. Мы трое (я, младшая сестра Анна и брат Александр) находились целый день в лагере. Из игрушек, конечно, ничего не было. Играли патронами, кормили плохо. Помню, как стояли в очереди за питанием и держали котелки. Кормили овощными очистками. Хлеб был очень жёсткий с опилами. Иногда есть вообще не давали. Постоянно испытывали чувство голода. Находились мы в одном месте не постоянно. Зимой было очень холодно. Нас, малышей, собирали, давали ведра, и мы ходили собирать какую-то травку. Называли нас «русский Иван», а чаще «русская свинья». На всю жизнь запомнил, как мешали спать по ночам вши. Летом 1943 увидели утром русские танки. Домой обратно добирались пешком. 22.06.1999г.
Comments